Сербию ждут в Евросоюзе не раньше 2022?

22 липня, 2013 ▪ сайт “Український тиждень”

Віктор Каспрук

Процессы евроинтеграции Сербии приобретают более конкретных измерений. Так во время двухдневного визита в Белград Комиссар по вопросам расширения Европейского Союза Штефан Фюле призвал сербские власти к углублению реформ и последовательной реализации всех тех договоренностей, которых было достигнуто с руководством Косово.

Впрочем, на пути к объединенной Европе в Сербии еще много и других неотложных нерешенных проблем. Среди которых одной из главных является коррупция, и это может задержать значительно дольше Сербию в статусе кандидата в члены ЕС.

Как прогнозируют эксперты, переговоры между Белградом и Брюсселем могут продолжаться от 6 до 8 лет, а процесс ратификации займет, по крайней мере, еще два года. Таким образом, реальная дата вступления Сербии в Евросоюз может переместиться до 2022 года.

И когда еще несколько лет назад в Белграде считали, что в Сербии есть возможность и желание завершить реализацию необходимых реформ если не до 2016, то точно до 2018 года (так как было удалено самое большое препятствие на пути продвижения к ЕС – был наконец арестован Младич), то сейчас все выглядит не в таких розовых тонах.

Хотя, несмотря на то, что сербов в прошлом достаточно жестко «лечили» от миниимперського величия, бомбили и ставили на место, их почему-то все-таки не потянуло в Таможенный союз с Россией, и они выбрали непростой для себя путь в Европу.

Однако, не только коррупция, но и неэффективная экономика становится тормозом, который способен замедлить продвижение Сербии к членству в ЕС. И это препятствие слишком серьезное, чтобы можно было бы так просто, быстро и энергично решить его.

Поскольку по условиям, которые определены для потенциального члена Евросоюза, от страны кандидата на членство в ЕС требуется иметь конкурентоспособную экономику.

В Брюсселе рассматривают реальное положение сербской экономики, уровень коррупции и уровень инвестиционной привлекательности. Для того, чтобы иностранные инвесторы, которые стремятся вести дела с Сербией, имели возможность не только ввести туда свои капиталы, но и могли иметь твердые гарантии того, что им будет комфортно работать в этой стране.

Почему путь Сербии в Европу оказался таким затяжным? Создается впечатление, что в Евросоюзе больше не хотят повторять ошибки, которые они допустили с Болгарией и Румынией. Когда авансом были приняты страны, которые не соответствовали высоким стандартам ЕС, что создало определенные проблемы для объединенного европейского сообщества.

Дело в том, что европейские чиновники уже знают, с чем им придется столкнуться в Сербии, и для сербов будет хорошо, если им будут помогать решать их проблемы еще до того, как они получат членство в Европейском Союзе.

Сербское общество должно найти в себе силы очистить государственные институты, чтобы они стали свободными от влияния частных интересов и лобби финансовых магнатов.

Белград пытался провести необходимые реформы еще в начале двухтысячных годов. Но он не сделал их правильно. Потому что, с одной стороны, вроде существуют независимые и свободные учреждения, но с другой, одновременно было разрешено задействовать при приватизации «грязные» деньги. И не зафиксировано ни одного случая, когда бы эти подозрительные деньги были бы проверены на соответствие своего происхождения.

«Отмывание» грязных денег разрушает ткань экономической стабильности Сербии. Ведь вливания их в легальные каналы приводит не только к распространению рецидивов теневой экономики, но и провоцирует их использования для оплаты «услуг» чиновников, нарушающих правовые и этические нормы.

Сейчас сербский сектор экономики находится в кризисном состоянии, генерируя бедность в обществе. А нестабильный обменный курс национальной валюты увеличивает дополнительные угрозы, поступающие от большой внешней задолженности.

К этому можно еще добавить слабую мотивацию тех учреждений, которые призваны бороться с коррупцией. А это, в свою очередь, ослабляет деятельность этих институтов и создает «порочный круг» лабиринта интересов государства, судебной системы и сербских магнатов.

В течение последних трех лет сербский уровень коррупции по Индексу восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI) зашкаливал до уровня 3,5, и сегодня коррупция проникла на все уровни жизни сербского общества. Ясно, что при таких условиях очень трудно не только привлечь иностранных инвесторов, но и рассчитывать на скорое вступление в Европейский Союз.

Очевидно, что коррупция является одним из вопросов, которые будут существенно усложнять сербский путь к европейской интеграции. Именно она провоцирует те сложные и запутанные административные процедуры, которые часто существуют вроде бы для того, чтобы чиновники могли по своему усмотрению интерпретировать правила и процедуры ведения бизнеса в Сербии.

Эти писаные и неписаные «правила» заставляют потенциальных инвесторов отказываться от ведения бизнеса. Поскольку при таких условиях, вести бизнес на сербской территории чрезвычайно трудно, если не невозможно. Да и постоянно существует риск увеличения непрогнозируемых расходов.

А постоянная неопределенность, когда никто не знает, какие правила будут применяться государственными чиновниками в том или ином случае, не позволяет точно прогнозировать возможности финансовых и торговых операций в Сербии.

Хотя это еще не весь перечень главных сербских проблем. Среди них важное место также занимает и финансовая дисциплина. Поскольку в Сербии в течение многих лет и десятилетий функционируют ряд неплатежеспособных предприятий, а высокопоставленные мошенники систематически успешно используют подобную ситуацию в свою пользу.

При наличии действительно конкурентной среды эти предприятия давно уже должны были быть исключены из экономической жизни и обанкротиться. Однако если не функционируют регуляторы рыночной экономики, то и за заключенные соглашения или взятые на себя обязательства необязательно кто-то должен отвечать строго по закону.

Также есть много других областей, таких, как политика в области конкуренции, где Сербия явно не дотягивает до уровня развития, который необходим для членства в Евросоюзе.

Если отсутствует настоящая конкурентная среда, и нет эффективной рыночной экономики, то хорошим примером того, что из этого в итоге может получиться есть ряд стран Южной Америки. Они имели больше 100 лет для того, чтобы воспользоваться преимуществами капитализма, но там до сих пор существует монополия и привилегированные участники на рынках труда, капитала и природных ресурсов.

Весомым позитивом для Сербии на пути к ЕС являются регулярные ежемесячные встречи представителей Евросоюза с ее руководством, которые начинают подталкивать сербов к некоторым реформам, которые необходимо осуществить за несколько лет до вступления в Европейский Союз.

Эти шаги могут принести скромный прогресс, который в течение 6-8 лет сможет подготовить Сербию до того уровня (возможно, даже лучшего чем в Румынии и Болгарии), который необходим для вступления в ЕС.

Когда в Брюсселе увидят, что Сербия серьезно относится к «домашнему заданию ЕС», то это поможет ей получить гораздо больше финансовой и технической помощи со стороны Евросоюза.

Однако нет гарантии того, что эти средства будут использованы эффективно и по целевому назначению. Ведь за широко распространенной коррупции и приверженности многих государственных служащих путать государственные интересы с личными, слишком высока вероятность того, что не все из запланированного будет реализовано так, как это предварительно предполагалось.

Именно проблемы неупорядоченного состояния экономики, наряду с некоторыми политическими вопросами, станут самым большим препятствием в сербском продвижении к ЕС.

Также сербском руководству предстоит сделать гораздо больше для согласования с ЕС экономических сегментов. А вопрос относительно высокого уровня инфляции, государственных расходов и увеличение сербского долга остаются до сих пор открытыми.

Это правда, что Сербия подписала Соглашение о стабилизации и ассоциации (Stabilisation and Association Agreement (SAA), но это только первый сербский шаг к ЕС. Статус кандидата предусматривает переговоры, и неизвестно точно, как долго они будут продолжаться.

Белграду необходимо согласовать с ЕС реформирование судебной системы, трудовые отношения и взаимоотношения работодателей и работников, функционирование финансовой системы и финансового рынка в системе экономических отношений.

Необходимо будет также решать проблему высокой коррупции, стабилизации обменного курса сербского динара, вопрос инфляции и бюджетного дефицита. Все это постепенно будет переходить в центр внимания Европейского Союза. И сразу же сербы должны понимать, что им не будет предоставлено тех поблажек при поступлении, которые получили в свое время Болгария и Румыния.

Возможно, реформу судебной системы, возможно, будет осуществить проще, чем решить устаревшие экономические проблемы. Потому что сербская экономика для Евросоюза является не только недостаточно привлекательной, а по сути неприемлемой при такой неустойчивой макроэкономической ситуации.

Сербской экономике нужна серьезная реконструкция, а выравнивание глубоких структурных дисбалансов потребует значительно больше времени. И одновременно, во время этого процесса, совершенно нельзя исключать риски возникновения новых структурных искажений.

К сожалению, сербы, которые сами уничтожали свою репутацию на протяжении десятилетий, сейчас выглядят в ЕС почти как инопланетяне. Но теперь у них всех вместе появился реальный шанс для того, чтобы улучшить репутацию своей страны за рубежом.

Повернув дело в свою пользу при подготовке к вступлению в Евросоюз, сербы, наконец, начнут работать не против себя, а на себя. И дата вступления в ЕС хотя и является большим делом, но она не главная. Главное, что подтягивая Сербию под европейские стандарты, они получат шанс совместными усилиями вывести ее на европейскую орбиту.

Сербия уже что-то сделала в пользу европейской интеграции, и это она демонстрировала неоднократно. Последним шагом было достижение соглашения с косовскими албанцами. Несмотря на то, что это соглашение оставило у сербов горькой привкус, оно является историческим, поскольку переводит отношения с ЕС на новый уровень. А в таком случае европейское будущее Сербии будет обеспечено.

Но не только «европейскость» является основным достижением для Сербии от членства в ЕС. Не менее важным является присоединение к общим принципам Евросоюза: гражданским правам, правам человека, интегрированному единому рынку и возможностям ведения бизнеса на общей большой территории, мобильности каждого отдельно взятого человека и предоставления ему права работать в любом месте Евросоюза.

ЕС представляет собой модель новых огромных возможностей для Сербии. И приближает ее к Европе не только географически, но и снимает перед сербами все прежние барьеры и вводит их в содружество равных и развитых европейских стран.

Advertisements
Опубліковано у Uncategorized | Теґи: , , , , , , , , , . | Додати в закладки: постійне посилання на публікацію.

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s