Хирургия для правосудия

Виктор Каспрук

Третя Українська Республіка

Система правосудия в Украине не работает. И никуда от этого не денешься. А так называемое дело Юлии Тимошенко еще раз высветило острую необходимость провести в нашей стране фундаментальные реформы в этой области.

Украинская система правосудия должна быть реформирована сверху донизу. Ибо сегодня Украина является страной в Европе, которая имеет наибольшую необходимость улучшения в области юстиции.

Кроме того, не существует никакой возможности привлечения судей к ответственности за возможные судебные ошибки, подтасовку сознательных коррупционных действий. Ибо к кому у нас в Украине апеллировать, требуя возмещения убытков, или пытаясь получить компенсацию за грубые ошибки, которые допустил тот или иной судья?

Ведь за время функционирование режима Януковича правосудие в Украине приобрело такие «странные» формы, что законы стали явлением вполне второстепенным. На первый план выходит заказ тех, кто заинтересован в том или ином решении. Поэтому проблемы, стоящие перед судебной системой, возможно решить только на высшем уровне власти.

Могут ли рядовые граждане рассчитывать сегодня на независимые и объективные судейские решения, когда даже такой публичный и известный во всем мире политический деятель как Юлия Тимошенко, не смогла защитить себя от произвола украинского «правосудия»?

Проблема правосудия и права в целом является если не главным, то одним из главных вопросов не только для Украины, но и для каждого государства, поскольку право является именно той, иногда очень тонкой, чертой, отделяющей цивилизованное общество от вооруженной, возможно, новейшими технологическими достижениями дикости, в которой целиком и полностью правят «законы джунглей».

Когда право превращается в свою противоположность, когда украинский гражданин, который по Конституции является главным источником и носителем высшей власти, превращается в бесправное существо и чувствует себя как в ГУЛАГе «развитого» и не очень социализма, то это становится не просто признаком того, не в стране не все ладно, но и диагнозом и по сути приговором.

Конечно, даже в самой демократической стране правосудие не является идеальным, и, собственно, не может быть идеальным по своей сути. Но если в этих странах оно с каждым годом делает хоть небольшие, но уверенные шаги к улучшению и за десятилетия, а то и века превратилось в эффективную систему регулирования общественных отношений во всех сферах, то украинское правосудие имело совсем другую эволюцию.

При всех своих недостатках в последние годы в СССР и первую половину 1990-х украинское правосудие хотя бы пыталось быть объективным и, по крайней мере, манипулирование законом опиралось хоть на какую-то правовую базу, то есть можно ожидать запутанной трактовки закона, определенных натяжек, что почти укладывалось в рамки соревновательного принципа правосудия и, собственно говоря, подлежало «терапевтическому лечению».

Но, продолжая свою эволюцию при любой власти, в том числе и при оранжевой, украинское правосудие продолжало деградировать. Главной причиной такой деградации было не только желание самих персон и персонажей правосудия и власти, которые стимулировали их к такой «эволюции». Причиной были системные изменения в правосудии.

А именно: если в первые годы украинской независимости система взяточничества и телефонного права не была тотальной и абсолютной, то впоследствии, с приходом к власти в 1994 году Леонида Кучмы, сделавшего приоритетом сервильность и де-факто учредившим тотальную систему коррупции или ее катализации, при которой любое назначение в правовой системе сопровождалось большими взятками, которые в дальнейшем должны быть «отбиты» с прибылью.

Соответственно, несколько поколений правоохранителей и работников правосудия воспитались именно на этом принципе и просто не представляют себе иной реальности. В результате жестких обязательств перед теми, кто спонсировал их назначения, или перед теми, кто побуждает их деятельность, судьи часто принимают решения, которые уже есть не просто натяжкой к законодательству, а и откровенно противоречат любым существующим в Украине законам.

Надо отметить, что еще одним фактором такого состояния вещей является не только новая система, где все принимается на коммерческой основе, но и падение уровня квалификации самих работников правосудия. Они часто просто не знают законов, поскольку с самого начала, во время учебы, получение знаний не было для них приоритетом, а в дальнейшем и стимулом для успешного продвижения по служебной лестнице.

Поэтому часто не все они ознакомлены даже с принципами пользования законодательством и, тем более, с принципами состязательного процесса в правосудии. При таких условиях украинское правосудие на сегодня целиком и полностью перестало выполнять свои общественные функции даже по отношению к тем, кто принимает в этом участие, кто является заказчиком. То есть правосудие стало совершенно бесперспективной и бесцельной системой, несущей угрозу не только для рядового украинского гражданина, но и для даже тех, кто эту систему создал.

И это большая проблема для Украины, поскольку эта система, кооптировавшая сегодня более миллиона служащих, которые имеют существенное влияние на общество, то изменение или замена этой системы является сверхсложной задачей.

Как показывает исторический опыт, прежде всего – опыт Грузии, эффективное изменение системы может быть проведено очень быстро, практически мгновенно. По сути, необходимо провести хирургическую операцию по замене правосудия в Украине. И только это может дать если не гарантию, то хотя большие шансы на успех.

Поэтому следующая власть столкнется с этой проблемой еще и потому, что система правосудия является одной из ее ветвей и опорой власти исполнительной. Не проведя подобную операцию, следующая власть потеряет свое время так же, как и оранжевая даже в случае, если она будет гораздо более дееспособной, компетентной и решительной.

Очевидно, что проблема правосудия – системная проблема, и именно это является очень сложным вопросом для ее решения и проведения реформирования, что, собственно, и показывает мировой опыт и то, что в Украине такие проблемы еще не научились решать.

Поэтому можно сказать, что для ее решения необходимы будут как опыт людей внутри Украины, которые имеют соответствующую подготовку, так и обязательная помощь со стороны мирового сообщества, именно из тех кругов, где есть профессионалы в этой области (речь идет о ряде стран, в частности, Соединенных Штатах, и посткоммунистических Польше, Чехии, Литве, Грузии, которые накопили значительный опыт в решении именно таких проблем), и восстановление Национального бюро расследований, которое номинально было создано во времена президентства Леонида Кучмы, но так и не заработало, а было сразу же ликвидировано, поскольку несло прямую угрозу олигархической власти.

Одной из главных причин такой позорной ситуации в Украине с правоохранительными органами и правосудием является укорененность ее институтов и элит в советское прошлое.

А «совок» – это как опасная инфекция или как рак. Поэтому очевидно, что от него никогда не удастся вылечить Украину примочками, припарками или косметическими операциями. Требуется полное удаление метастаз, полное уничтожение этой опасной болячки. Иначе они будут постоянно возвращаться в форме мутаций в украинский общественный организм. И одним из первых этапов лечения должна стать люстрация всего административного и судебного аппарата, СБУ, милиции и прокуратуры.

После чего необходимо создать эффективную систему оценки украинского правосудия. Которую условно можно определить, как введение «индекса правопорядка». К какому должны входить – оценка судебной системы и ее приверженность к соблюдению правовых норм .

В таком случае оценка должна проводиться на основе пяти параметров: 1. надежность, доверие и честность судей; 2. ясность и способность украинских законов гарантировать основные права граждан; 3. безопасность и неприкосновенность личности и ее имущества; 4. степень доступности, эффективности и справедливости судебного разбирательства; 5. компетентность и независимость судебной системы и адекватность ресурсов, имеющихся в ее распоряжении.

Совершенно очевидно, что без независимого и эффективного украинского правосудия, которое должно играть ключевую роль в обеспечении правового функционирования украинского социума, продвижение Украины к гражданскому обществу выглядит невозможным.

Необходимо как можно скорее сбросить с Украины паутину судебного беспредела, не только дискредитирует перед украинцами государственные юридические институты, но и путем коррупции, неприкрытая подтасовка и откровенная манипуляция законами, подрывает фундамент легитимности самого существования Украинского государства.

Ведь созданный в Украине юридический монстр фактически не имеет аналогов в мире. За исключением разве что политических процессов против противников диктаторских режимов в африканских странах и России с Беларусью.

И если украинские политические демократические элиты не найдут путей устранения этого «судебного спрута», то это означает, что и они являются соучастниками разгула в Украине беспорядков коррумпированного судопроизводства.

Таким образом, можно сделать закономерный вывод: контроль за судебной системой необходимо отнести к реализации гражданами нашего государства народного суверенитета.

Существует только одна приемлемая форма исправления румпеля украинской юстиции. Это снятие с судей неприкосновенности и введение системы, при которой судьи будут назначаться не действующей властью, а избираться народными общинами на местах.

Конечно, для этого необходимо ввести дееспособную систему местного самоуправления, которая, к сожалению, в Украине до сих пор находится в зачаточном состоянии.

В таком случае, именно местная община, которая будет оплачивать работу судей, и будет контролировать их работу и отвечать за их действия.

Сейчас – это единственный способ обуздать коррумпированность и вседозволенность судебной системы в Украине и избавиться навсегда нанесения убытков, возникающих в результате пренебрежения законами и грубой небрежности судебного аппарата.

Снятие двойных стандартов в украинском судопроизводстве, его подчинение интересам правящей партии и пренебрежение законами – должно стать неотложной задачей для украинского демократического политикума. Ибо без применения жестких инструментов, которые способны обезглавить юридического монстра, ни в коем случае невозможно достичь позитивных изменений в украинском государстве.

Чтобы наконец навести порядок в Украине и создать эффективное, а главное честное правосудие, нужно привести саму украинскую политическую систему в правильный баланс. Когда политическая воля сильного и авторитетного демократического лидера и демократических сил, будут способны провести такую ​​судебную реформу, при которой все украинские граждане будут равны перед законом .

Ибо без изменения нынешней патологической системы правосудия, рассчитывать не на проведение эффективных политических и экономических реформ.

Поэтому реформирование в нашей стране необходимо начинать именно с реформирования системы правосудия. И это должно стать краеугольным камнем создания программ проведения любых реформ в Украине.

Advertisements
Опубліковано у Uncategorized | Теґи: , , , , , , , , . | Додати в закладки: постійне посилання на публікацію.

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s