Украинцам мешает объединиться размытая национальная идентичность


Виктор Каспрук

Третя Українська Республіка

Проблема украинской национальной идентичности в Украине никогда не решалась комплексно и не вызвала широкой дискуссии в обществе. Сопротивление советской оккупации и ненависть к коммунистической тирании подпитывалась стремлением проукраински настроенной патриотической части украинского социума любовью к родине и желанием чувствовать себя равными среди других народов, уже имеющими свою государственность.

Вопрос национальной идентичности приобрел особую актуальность в начале девяностых годов, в момент, когда украинцы начали пытаться определить свое место в мире. Однако более 22 лет со времени восстановленной украинской независимости наглядно доказывают, что проблемы Украины усиливаются нежеланием значительной части населения востока и юга идентифицировать себя с украинской нацией.

И это не только очевидные региональные различия или только насаженный искусственно от «советов » советский менталитет части граждан Украины. Неприятие украинской национальной идентичности значительно сложнее и есть более укоренившимся вопросом, нежели языковое разделение между востоком, западом и центром украинского государства.

За века русской и советской колонизации Украины «братьям» с севера удалось изувечить ментальность части украинского народа и, проведя антиселекцию, воспитать подконтрольного любой власти малоросса, который свое личное физиологическое выживание и относительное материальное благосостояние ставит куда выше, чем историческую судьбу своего народа и самой Украины. Собственно, это не что иное, как концлагерная ментальность, при которой изуродованный духом человек стремится прожить еще один день, не очень задумываясь над тем, что последующих дней у него может и не быть вообще.

Акцентирование на разломах регионального различия украинского населения противниками украинской государственности призвано закрепить в украинцах устойчивое восприятие размытой национальной идентификации, которая мешает украинцам объединиться и почувствовать себя единой нацией.

Нынешний явный кризис украинской национальной идентичности вызван не только тем, что процессы российской ассимиляции в Украине так и не удалось остановить, но и тем, что это и кризис перехода от подимперской социальной модели к национальной.

Размытая национальная идентичность чаще наблюдается среди городских украинцев, которые часто в нескольких поколениях потеряли не только язык своих предков, а и связь со своим народом. Такие люди или их предки, когда советская власть ставила их перед суровым выбором – или выбирай состояние и успешное продвижение по карьерной лестнице, или свободу и принадлежность к своей нации – выбирали несвободу и состояние.

А перед их детьми и внуками подобный вопрос уже не стоял вообще. Некогда чужой язык уже стал для них органично родным, а оккупационные власти СССР воспринималась как своя.

Поэтому было бы странно думать, что эта часть украинского населения, которая когда-то имела многочисленные дивиденды от отказа от самих себя, с радостью будет показывать свои украинские корни. Ей вообще совершенно чужеродны такие понятия, как связь со своим народом, связь со своими украинскими предками и укорененность на своей Родине. Безнационализация их сознания очень медленно способна испытывать каких-либо изменений в сторону украинскости, а мировосприятие переориентацию.

Такие вненациональные индивидуумы, не чувствуя себя органической частью своего народа, сознательно блокируют положительные изменения деруссификации Украиные и переход ее на рельсы совершенно другой исторической роли.

Очевидно, что за два последних десятилетия не удалось изменить сознание пояничаренных украинцев, которые вообще очень неохотно воспринимают саму независимость украинского государства, но при этом не хотят даже для себя признать, что в России они также не могут прижиться, ведь ментально они оказались фактически между двумя народами и культурами, и в современной российской жизни они будут просто лишними.

Исторически сложилось так, что в большинстве случаев модернизационная развитость украинцев достигалась за счет русификации. И проблемой современных городских украинцев является то, что они в силу сложившихся исторических неблагоприятных обстоятельств были поставлены перед альтернативой: интегрироваться в русифицированное украинское общество или оказаться добровольно на его задворках.

Доминирование русского языка в прессе, на телевидении, радио, в книгоиздании и даже в быту создает такую ​​парадоксальную ситуацию, при которой современный городская Украина под прессингом искусственно навязанных из России обстоятельств должна выбирать для себя: либо идентичность, а это украинский язык и украинская культура, либо развитие – русский язык и культура.

Отсюда возникает феномен городского украинца: нечеткая внутренняя граница между украинцами и русскими. И если сравнить ситуацию с коренным населением и русскими, заселенными на нашу территорию во времена СССР, то можно увидеть, что граница между коренной нацией и русскими в бывших советских республиках четко выражена.

У украинского народа остается при этом лишь два пути: полностью ассимилироваться и превратиться в русских или же отбросить все навязанные ему извне предостережения и стать украинской политической нацией. Когда этническое ядро ​​украинской нации охватит все общество, состоящее из многих этносов и создст одно единое целое – это и есть политическая нация. Этим путем должна пойти и Украина.

И очевидно, что в национальном государстве это должно быть нормой.

А начать этот непростой а иногда и болезненный процесс дерусификации и укорененности необходимо с того, чтобы для получения украинского гражданства обязательно необходимо было обладать украинском государственном языком и знать историю украинского государства. Если бы этот вопрос встал еще в 1991 году, во время восстановления украинской государственности, то, возможно, развитие Украины пошло бы совсем другим путем.

Но национальная идентичность – это не только украинский язык. Это принятие определенного исторического опыта, когда украинец осознанно говорит, что его поэты – это Тарас Шевченко и Василий Стус, гетманы – Иван Мазепа и Пилип Орлик, герои – бойцы УПА и дружинники киевского князя Святослава. Главное сейчас, чтобы не дать прервать украинскую традицию.

Думаю, что большинство украинских граждан не будет устраивать, чтобы через пятьдесят, сто или двести лет на украинской территории жило население, которое выпало из украинской традиции и для которого Украина превратилась бы не более, чем на какую-то территориальную абстракцию.

Чтобы этого не произошло, украинцам необходимо наконец провести свое окончательное цивилизационное самоопределение, так как продолжение во времени ментальной раздвоенности части ее граждан станет означать в итоге не что иное, как победу российской ассимиляции над украинским национальным духом.

Помешать этому может только консолидация украинцев вокруг идеи построения в Украине «украинского мира», который станет не только альтернативой «русскому миру», который в настоящее время силой Москва и русская церковь навязывают украинцам, но и единственно возможным вариантом утверждения исторической судьбы украинской нации.

«Украинский мир» не выглядящие определенные различия между востоком и западом, югом и севером Украины, и сильное чувство у части населения принадлежности к местному уровню, все же способен решать проблему украинского, как единой нации. А украинская идентичность должна стать цементирующей основой украинской политической нации.

В то же время принадлежность к нации зависит не только от этнических и территориальных факторов. Она объясняется прежде всего функционированием культурных и интеллектуальных механизмов и типа мышления, который постепенно накапливается у нации.

По сути, сегодня речь идет о необходимости определенной коррекции украинской национальной идентичности, основой которой на данном этапе развития нации должны стать общие ценности и цели.

Длинная история оставила украинцам в наследство много стереотипов. Однако черты национального характера легко узнаваемы, даже если он постоянно развивается. Трудолюбие, определенный индивидуализм, сентиментальность и привязанность к семье вполне можно отнести к национальным добродетелям.

Но коллективные схемы национальной поведения, которые были присущи украинской нации еще сто лет назад, сейчас изменились. И стали во многом большим мифом прошлого. А религиозные, исторические и идеологические факторы украинских катастроф в ХХ веке нашли свое отражение в поведении украинской нации.

Можно сказать, что во многом основная проблема украинской национальной идентичности связана именно с украинским катастрофами ХХ века, в ходе которых украинцы подвергались тотальным бесчеловечным экспериментам.

Именно тогда были существенно девальвированы такие основополагающие ценности, как вера, совесть, честь, человеческое достоинство, чувство общности с крупной украинской историей и ее носителями: казачеством, интеллигенцией и крестьянами.

Насильственными методами многих украинцев была расторгнута связь с местом, где они родились. Таким образом было прервано не только территориальную идентификацию, но и социальную идентичность, поскольку подобные лица уже не могли рассчитывать в тяжелых случаях на помощь семьи и рода, которые веками проживали в той или иной местности.

Строительство национальной идентичности, по сути, представляет собой сложное явление, в котором отражены многие из взаимодействующих сторон общественной жизни конкретного субъекта.

Национальная идентичность происходит от чувства причастности и включает в себя когнитивные, оценочные и эмоциональные характеристики, как на индивидуальном так и на социальном уровне. А это позволяет идентифицировать себя с существенными особенностями, связанные с украинской нацией и регулируют поведение индивидуума. И при этом не терять непрерывную эмоциональную связь с нацией, опираясь на производимую предшественниками систему убеждений, представлений и ценностей.

Advertisements
Опубліковано у Uncategorized | Теґи: , , , , , , , , , , , . | Додати в закладки: постійне посилання на публікацію.

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s