Штрихи к новому украинскому национальному проекту

Виктор Каспрук

Третя Українська Республіка

Нынешний 22-летний период жизни украинского общества и государства подходит к концу. Это отмечают аналитики, чувствуют граждане Украины. Даже представители нынешней региональной власти явно имеют «такую ​​чуйку» – именно этим можно объяснить их оголтелое ограбление страны и «наезды» на все и вся.

Это системный закон – перед окончанием эпохи наступает ее «золотой период», когда все процессы, факторы и другие реалии достигают своего максимума – все обостряется и, иногда, переходит в гротескную форму. Известная естественная аналогия – мухи в спасовку. С этой точки зрения – Янукович и его региональное окружение являются вполне логичным и естественным порождением последнего ( «золотого») периода эпохи чистой и ничем не замутненного номенклатурно-олигархического дерибана.

Необходимо признать, что после 22 лет тотального и циничного ограбления страны номенклатурным меньшинством и его обслугой Украина доведена до края системного существования. Сейчас есть три пути дальнейшего развития событий.

Первый путь – оставлять все как есть и за считанные месяцы Украина, управляемая дикими от беспредела грабежа регионалами, попадает по порядку – в дефолт, жесткий кризис, обострение всех противоречий, обострение противостояния народа и власти, революционные выступления, перерастающие в гражданскую войну, тотальную разруху и голод, опустошение территории, потерю суверенитета, исчезновение Украины с карты мира.

Пострадают при этом, конечно , преимущественно обычные граждане, но властно олигархические круги тоже не обойдет стороной национальная беда. Особенно пострадают низы властных элит, которые просто физически не успеют все убежать от общественно – политического цунами. Однако и верхи властных элит не обойдет катаклизм разрушения. В первую очередь тех, кто имеет бизнес в Украине – его капитал и материальные ресурсы обесценятся до нуля даже при отсутствии физического разрушения.

Второй путь – «пришить» региональной власти голову и другие части властного тела в качестве известных и вменяемых государственных деятелей. Например – премьером назначить Ющенко, вице – премьером Пинзеника, главой СНБО Марчука – и т.п. И при этом резко ограничить полномочия президента Януковича – до нуля. Такой подход может на несколько лет затормозить взрыв в обществе, однако после – неизбежный переход к первому варианту событий со всеми последствиями.

Поэтому трудно не согласиться с выводами моего коллеги Сергея Грабовского сделанными в его статье «Пакт Монклоа или новая Хмельнниччина?».

Ведь, как верно определил Сергей Грабовский: «Вариант выхода из перманентного кризиса и легитимации власти требует серьезной перестройки и власти, и оппозиции, их взаимных уступок – причем в тактическом плане больше будут уступки со стороны прагматической части Партии регионов, но в обмен на масштабный стратегический выигрыш, прежде всего для нее же. Речь идет, собственно, о новейшем варианте общественного договора между всеми, кто предпочитает жизнь в стабильном демократическом государстве с эффективной экономикой, без периодической лихорадки «разборок» между кланами и без монополизации финансово – экономической жизни двумя -тремя группировками. Это должен стать своеобразный «пакт Монклоа» по-украински, который бы закрепил обязательства ведущих политических сил по освобождению политзаключенных, обеспечению свободы слова и права на митинги и собрания, реорганизации сил правопорядка, трансформации систем социального обеспечения и образования, проведения налоговой реформы и т.д.».

Следовательно, третий путь – срочно найти платформу долгосрочного взаимопонимания между обществом и прогрессивной частью провластно-олигархической верхушки страны. Что должно вылиться в своеобразный «пакт Монклоа».

Относительно прогрессивной части провластно-олигархической верхушки страны – она ​​уже созрела для понимания необходимости подобного понимания. Только такое понимание и юридические гарантии, которые непременно закрепят сам факт согласия, смогут гарантировать ненападение со стороны силовых структур будущих правительств и от погромов со стороны экстремистски настроенных кругов общества.

Поэтому если бы пакт зависел только от них – достаточно было бы подготовить профессиональную программу развития на ближайшие десятилетия и скинуться в фонд развития Украины определенную часть процентов с «нажитого непосильным трудом» в разные годы неограниченного номенклатурного дерибана. И в завершение – с помпой публично подписать новое общественное соглашение с привлечением прирученных и толерантных «представителей народа», в качестве которых привлечь известных деятелей культуры, искусства и спорта – и все.

Таким образом, формула необходимая и достаточная для понимания со стороны провластно-олигархической верхушки страны это – Программа, Пакт, Фонд.

Однако с обществом дело далеко сложнее. И дело здесь даже не в том, что скинуться определенную сумму на развитие страны – мало будет (а оно действительно все-таки мало, но об этом ниже).

Народ, перекормленный 22- летней притворством от желто – голубых флагов и вышиванок 80 -90- х до технократов Кучмы, от « любых друзив», «дорогих моих» оранжевых и к «почую кожного» и «улучшение уже сегодня» конкретных сине-белых проФФесионалов.

Не стоит также забывать, что коэффициент ограбления народа властными элитами в Украине беспрецедентно высок даже по сравнению со странами бывшего СССР. Для примера – в соседней и далеко не демократической России верхушка номенклатуры концентрировала в своих руках 35 % народных богатств, а в Украине – 85 %. Так что терпение в украинском обществе много короче даже по сравнению с русскими, а еще одной даже суперпомаранчевий сказке украинцы не поверят.

Что же позволит получить в этой непростой исторической ситуации доверие и поддержку битого и тертого жизнью украинского народа?

Нужна система – непротиворечивая, полная и (обязательно) действующая, состоящая из следующих крупных компонент:

1. Новый национальный проект, который не только «заточен» под людей – включает все компоненты, необходимые для свободы, жизни и развития общества и гражданина, но и является профессиональным с точки зрения проектной инженерии, непротиворечивым относительно системных критериев и является просчитанным во времени, пространстве и относительно имеющихся ресурсов и ограничений. То есть – это должен быть национальный проект, который реально может быть осуществлен профессиональной организационной системой. Это критическое качество – поскольку на время подписания украинского «пакта Монклоа» проект должен уже осуществляться – иначе народ не подпишется под пактом.

Разница между этим новым национальным проектом и упомянутой выше программой, входящей в формулу «Программа, Пакт, Фонд” существенная. Программа может быть лишь первым приближением к техническим требованиям проекта – и никак не больше. Проект должен разрабатываться только мегакомандой (командой команд) соответственно обученных и организованных специалистов и под руководством группы Архитектора и Главного конструктора – под их полную ответственность. Проект требует значительных ресурсов. Даже одна его разработка требует, кроме значительных ресурсов, создания институтов, которых сейчас нет в стране, но которые должны (просто обязаны!) быть в процветающем государстве.

2. Проектная организация – организация, осуществляющая Новый национальный проект – с точки зрения проектной дисциплины неразрывно связана с Новым национальным проектом, является его неотъемлемой частью. На время подписания украинского «пакта Монклоа» не только должен быть создан, но и уже частично реализован Новый национальный проект.

3. Новая политическая элита – профессионально подготовленая ​​к осуществлению Нового национального проекта команда, в Новом национальном проекте выполняет роль институциональной связи с обществом, реализует представительские властные функции Нового национального проекта.

4 . Система многоканальной связи между властью и обществом – для взаимного информирования, координации и согласования сотрудничества и сосуществования в русле Нового национального проекта.

Это, конечно, укрупненное, но системно полное представление той системной модели, которая способна убедить общество в целом и отдельных его граждан в реальности и правдивости будущего сосуществования с прогрессивной частью провластно – олигархической верхушки страны. И, соответственно, убедить в необходимости заключения «пакта Монклоа» именно с этой частью элит.

Следовательно, формула, необходимая и достаточная для искренней готовности к заключению «пакта Монклоа» со стороны общества можно сформулировать к выше приведенным четырем пунктам. Однако есть еще ряд системных особенностей Нового национального проекта, которые являются дополнением к приведенным пунктам.

Необходимость изначального вывода Проектной организации Нового национального проекта государственной системы Украины и Украины как системы на высокие ступени качества их потенциала.

Качество потенциала этих систем должна быть от 5 до 4 по пятибалльной системе. Не вдаваясь в детали , отмечу лишь, что только такое качество потенциала позволит получить необходимые Украине в ближайшие десятилетия инвестиции на восстановление и реанимацию страны (от 50 $ млрд. в год), обеспечит эффективность экономики и политики, уровень ВВП, позволит наполнить бюджет для выполнения социальных программ и просто возможности вернуть долги в будущем.

Исходя из вышеприведенного, понятно, что если «прогрессивные олигархи » скинутся на развитие страны определенной частью из «нажитого непосильным трудом» в разные годы неограниченного номенклатурного дерибана, то этого хватит только на разработку нового национального проекта и его начальный этап осуществления – до начала поступления внешних инвестиций.

Это не удивительно, ведь всем известная пословица «ломать – не строить». Ресурсов, полученных на разрушении страны и общества в последние 22 года не может быть достаточно для восстановления тех же страны и общества. Но на запуск процессов восстановления, на создание первоочередных институтов – может хватить – при профессиональном подходе, конечно.

Сам факт осуществления Нового национального проекта, вывод Украины на высокий уровень потенциала – и является гарантией того, что в будущем украинский «пакт Монклоа» не будет поддаваться сомнениям относительно его целесообразности и попыткам ревизии. Общество, стремительно направляющееся к лучшему сегодня и будущему, на прошлое смотрит только как на историю. А историю не переписывают, ее помнят, ее изучают – и все.

Однако есть еще один существенный момент. Для того, чтобы успешно разработать и осуществить Новый национальный проект и все сопутствующие компоненты, вывести страну на высокий уровень потенциала, а следовательно – на высокий уровень ВВП и жизни, необходим соответствующий инструментарий.

Единственный инструментарий, который действительно и гарантированно способен это осуществить – это наличие системы стратегического исследования внешнего и внутреннего мира, способного произвести не только понимание, но, также, умение и способность превратить это понимание и умение в соответствующие потенциалу действия.

Собственно, именно это справедливо отметил Сергей Грабовский http://www.galychyna.if.ua/publication/policy/u-tochci-bifurkaciji/ в интервью «Оппозиции надо учиться, чтобы отойти от тактической «возни», и начать стратегическую деятельности: но боюсь, что Украина к такой политической сделке пока еще не доросла. Поэтому мы вынуждены жить в условиях тактической суеты, когда почти никто из основных деятелей – как власти, так и оппозиционных – не заботится о стратегических интересах страны и украинской нации».

Для системы уровня государства вышеупомянутая система стратегического исследования это Национальная Система Стратегических Исследований – полный цикл стратегических исследований, включающий контуры оперативной, аналитической, реализационной (инжиниринговой) и обеспечивающей деятельности.

Наличие Национальной Системы Стратегических Исследований дает возможность отслеживать в реальном времени и даже предвидеть все имеющиеся во внешнем окружении и внутрисистемном пространстве процессы, объекты, субъекты.

И, что не менее важно, мониторить и предусматривать игры субъектов, их цели и стратегии, а также – реально оценивать степень их деструктивности – конструктивности в воздействии на свою систему. При этом иметь способность учитывать все возможные результаты в зависимости от действий своей системы.

Но главный результат работы Национальной Системы Стратегических Исследований состоит в том, что, согласно главным положением общей теории управления (любая система настолько управляемая, насколько она наблюдаемая), внешней и внутренней среде (процессы, объекты, субъекты и даже игры и цели субъектов) становятся управляемыми со стороны нашей системы – вне их желания, возможно, за пределами их наблюдения и понимания этого факта.

То есть – внешняя и внутренняя среда становится настолько управляемой, насколько мощным является Национальная Система Стратегических Исследований государства.

Поэтому Национальная Система Стратегических Исследований – ключ к созданию платформы взаимопонимания между прогрессивными элитами и обществом, ключ к успешному созданию и реализации Нового Национального проекта – собственно, к будущему Украины и украинского общества.

Ключ – потому что это единственный профессиональный, управляемый, заранее просчитанный и гарантированный путь. Конечно, можно еще раз попытаться войти в новый исторический период на голом энтузиазме и с методами «точно на глаз».

Однако нужен хоть кому-то такой результат? Ведь есть замечательная пословица – «когда идешь неизвестно куда, то именно туда придешь». Захочет ли общество и прогрессивная часть элит Украины еще раз потерять исторический шанс на построение эффективно действующей государства и страны, которая стремительно развивается, как это было в последние 22 года?

Advertisements
Опубліковано у Uncategorized | Теґи: , , , , , , , . | Додати в закладки: постійне посилання на публікацію.

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s