Коррумпированная Украина неспособна сохранить свою независимость

Виктор Каспрук

Третя Українська Республіка

После захвата власти режимом «януковичей» в 2010 году коррупция в Украине стала чрезвычайно распространенной и агрессивной, заполонила собой общественную жизнь и повседневные отношения.

Но возможно ли преодолеть коррупцию в Украине? Этот, на первый взгляд, риторический вопрос имеет сегодня решающее значение для исторических судеб Украинского государства. Ведь при нынешней власти коррозия коррупции настолько разъела основу государственной машины, что шпатлевкой, лакировкой или косметическим ремонтом здесь уже никак не обойтись. Потому вполне очевиден тот факт, что коррумпированная, морально распущеная и деградированная Украина не будет способна надолго сохранить свою независимость.

Очевидно, невозможно отрицать того, что коррупция присуща всем странам, независимо от политического устройства или уровня экономического развития. Но тот случай, что коррупция стала чуть ли не визитной карточкой Украины в мире, ставит этот вопрос в первый ряд крупнейших и самых болезненных проблем украинской действительности.

И, возможно, самым критическим сейчас является то, что для многих граждан Украины коррупция стала обычной, чуть ли не повседневной формой социального поведения. Коррупция в политике, в судах, в бизнесе и государственном управлении вызывает общее уныние рядовых украинцев в том, что правовым путем можно решить хоть какой-то вопрос, и, в свою очередь, вообще подрывает их веру в легитимность существования такого очень «специфического» государства.

Эта ситуация усугубляется еще и тем, что большинство средств массовой информации в Украине зависят от государства или олигархов, а значительное количество парламентариев и других ведущих украинских влиятельных политиков, которые накопили свои богатства в постсоветскую эпоху, на полную мощность используют политические должности для того, чтобы удерживать свой контроль над самыми прибыльными ресурсами и предприятиями Украины.

Конечно, было бы наивно думать, что те, кто приватизировал Украину за 20 лет в свою пользу, сами добровольно начнут бороться с созданной ими же системой. Самое большее, на что они могут согласиться – это создать что-то вроде «Национальной программы борьбы с коррупцией в Украине», или же попробовать пойти значительно дальше и создать Министерство борьбы с коррупцией.

Но ни одна подобная инициатива не способна привнести в украинскую действительность что-то действительно положительное, потому что борьбу с коррупцией возглавят именно те, кто в ней больше всего и замешан. Так же ничего не даст частичное сокращение старого государственного аппарата и замена его на новый. Ведь что-то подобное уже пытались реализовать в Украине во времена президентства Виктора Ющенко. И это абсолютно ничего не изменило. Ведь когда сама система власти, которая досталась украинцам от бывшей УССР, и которая функционирует в Украине только претерпев незначительные косметические изменения, – не изменилась, то даже замена или ремонт какой-то из ее составляющих никоим образом не может выровнять общую ситуацию.

Можно, конечно, в очередной раз предложить бороться с коррупцией исключительно репрессивными методами. Создать при соответствующих силовых министерствах еще несколько дополнительных Управлений по борьбе коррупцией, лучше укомплектовать их штаты и отрапортовать «наверх», что за текущий период коррупция в Украине уже уменьшилась на 57,59 процента по сравнению с прошлым 2013 годом. Однако, все это будет, как всегда, фикцией.

В критических украинских условий бороться с коррупцией можно только методами гласности, открытости и доступности информации. А необходимая прозрачность в государственном управлении позволила бы достичь двух критически необходимых целей: предоставить возможность гражданам Украины реализовать свое право на защиту и облегчить тем самым процесс управления.

По сути это означает, что сами правила и процедуры должны быть доступными и понятными для всех. А сами правила игры должны быть легкодоступными для всех заинтересованных.

При таких изменениях секретность может быть разрешена только в форс – мажорных обстоятельствах. Тот же принцип относится и к фамилиям соответствующих должностных лиц.

Прозрачность в государственном управлении облегчает контроль, но есть только сдерживающим фактором, если в сочетании с ним не задействованы схемы элементов внутреннего контроля. Когда элементы управления отсутствуют, ими пренебрегают или они недостаточны, то ответственные лица, которые подвержены рискам коррупции, подвергаются искушениям.

Поэтому создание надежной системы внутреннего контроля и отслеживания действий тех, кто является коррупционно податливыми, должен стать одним из элементов предотвращения коррупции в государственных (и не только) органах.

Однако в Украине при отсутствии правого и гражданского общества пока единственным надежным методом такой борьбы может стать публичное распространение информации о коррупции. И в таком случае, когда информация о коррупции получат широкое распространение в обществе, власти «януковичей» будет очень непросто уклониться от реагирования на нее.

Возможно, стоит сначала создать в социальной сети что-то вроде «Антикоррупционных информационных досок», на которых начать вывешивать и публично распространять всю оперативную информацию об имеющихся фактах коррупции и других злоупотреблениях режима в Украине. И все факты коррупции должны быть взяты под пристальный народный контроль украинской общественности.

Стоит отметить, что за годы независимости в Украине уже несколько раз фактически пытались реанимировать тот институт Народного контроля, который существовал еще во времена СССР. Но из этого ничего не получилось, и не могло получиться ничего положительного. Ведь при советской власти Народный контроль выполнял чисто декоративные функции. Его подчинили коммунистическому режиму, и его главной задачей было разоблачение мелких недостатков, отвлекая при этом внимание народа от крупных просчетов явно некомпетентной власти.

В современных украинских реалий целесообразнее было бы говорить о Общественный народный контроль (СНК), деятельность которого стоило бы начать через разветвленные социальные сети в Интернете. И это могло бы стать первым шагом украинского социума к самоорганизации и формирования в Украине действенного гражданского общества.

Работа подобного Общественного народного контроля в начале его деятельности вполне могла бы осуществляться через сеть Facebook и на специально открытых для этого цели блогах wordpress.com и livejournal.com, и оперативно созданных областных и районных сайтах СНК.

Как показывает весь предыдущий опыт, власть «януковичей» больше всего боится распространения нежелательной для себя достоверной информации. Поэтому предоставлением широкой гласности фактов коррупции в Украине вполне возможно заложить основы процесса эффективной информационной борьбы с режимом.

Если попытаться развить идею Общественного народного контроля дальше, то следующим конкретным шагом к преодолению коррупции должно стать привлечение на добровольных началах юристов к работе в соответствующих структурах СНК. Поскольку ни для кого не секрет, что большинство населения Украины находится в таком тяжелом материальном положении, часто просто неспособно оплатить профессионального юриста.

Оперативная юридическая служба при Общественном народном контроле будет вполне в состоянии (за достаточно короткое время), не только резко сократить почву для коррупции, но и организовать выезд на места юристов и адвокатов для решения конкретных проблем граждан Украины, которые по тем или иным причинам попали в беду.

То, что предлагается, несколько похоже на традицию народной толоки в Украине, когда здание дома возводили родственники, соседи и друзья буквально за несколько дней. Такой же народной социальной общиной вполне может стать и Общественный народный контроль. Ведь в условиях олигархического произвола в Украине оставлять человека один на один с коррумпированным, деградированным и разложенным изнутри неправовым государством и его «правосудием», часто означает если не физическое, то моральное уничтожение.

Можно сделать закономерный вывод: если государство, приватизированное кучкой олигархов и их прислужниками только способно организовывать неправовым путем насилие над украинцами, то только организованное и продуманное сопротивление украинского народа может дать обществу шанс на то, чтобы его за несколько последующих лет не превратили (манипулируя принятием все новых и новых антинародных законов в Верховной Раде), на узаконенных рабов олигархата.

То, что предоставление услуг Общественного народного контроля проводиться не за деньги, а на общественных началах, должно поднять его авторитет в глазах украинского общества. А публичное обнародование информации и, при необходимости, присутствие в судах представителей Общественного народного контроля позволит не только наблюдать за соблюдением судопроизводства в Украине, но и позволит украинской общественности оперативно оценивать его качество.

Так случилось, что сегодня Украина является мрачным рекордсменом в Европе, став одной из самых коррумпированных европейских стран. А большое распространение коррупции приводит к размыванию глубинной социальной сплоченности, правового нигилизма и игнорирование существующих законов.

Кроме того, коррупция в государственном секторе провоцирует поощрения организованной преступности. Политик или коррумпированный чиновник, пользуясь своими властными полномочиями, легко открывает двери мафии и организованной преступности к легальной экономике и социальной жизни не прибегая даже к насилию.

Прямые и косвенные эффекты от этого явления несут украинском государстве огромные потери, поскольку коррупция не только негативным образом влияет на экономическую систему, она также подрывает авторитет институтов государственного управления и доверие к ним.

Поэтому, чем выше уровень коррупции в Украине, тем быстрее уменьшаются поступления от инвестиций и ресурсов, выделяемых на исследования и инновации и врезаются услуги, которые предоставляются гражданам.

Коррупция также делает менее эффективным государственное управление и разъедает демократический процесс, прямым образом влияет на ущемление прав всех граждан Украины.

Таким образом: украинцам необходимо как можно быстрее избавиться от позорного и разлагающего явления тотальной коррупции. А для этого нужно создать систему, которая бы была ориентирована не на конкретную личность, а работала против коррупции, независимо от того, кто находится сейчас у власти в украинском государстве.

Advertisements
Опубліковано у Uncategorized | Теґи: , , , , , , . | Додати в закладки: постійне посилання на публікацію.

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s